Мотокросс, как основатель целого семейства мотоспортивных дисциплин, подарил миру супермото. Это молодой вид спорта, отличающийся зрелищностью и сложностью прохождения препятствий.Supermoto – кольцевые гонки на подготовленных мотоциклах по трассе, которая совмещает в себе гладкий асфальт и грунтовку. Гоночный трек включает в себя крутые повороты, трамплины, песчаные участки и другие элементы, усложняющие преодоление дистанции байкерами.
Характерные
особенности
По сути, это
синтез шоссейно-кольцевых гонок и мотокросса. От первых он взял:
●
покрытие трассы – значительная часть дороги под асфальтом,
что позволяет развивать высокую скорость на прямых участках;
●
шины – колеса мотардов
оснащены специальными протекторами, которые обеспечивают хорошую сцепку с любой
поверхностью;
●
элементы трассы – на треке встречаются скоростные повороты,
характерные для шоссейных гонок.
От
мотокросса дисциплине достались:
●
мотоцикл – оптимизированные кроссовые мотарды
с легким и прочным шасси, мощным двигателем и подвеской, рассчитанной на
чрезмерные нагрузки;
● трасса – с бездорожьем, трамплинами,
крутыми поворотами. Участниками приходится демонстрировать навыки прыжков и
прохождения сложных препятствий. Для этого нужны машины класса эндуро;
● стиль езды – агрессивный,
мотоциклисты часто используют стоячую позу и резкие маневры, прыжки,
стремительное прохождение поворотов.
История
мотоспортивной дисциплины
Хоть Supermoto и молодой вид спорта, мало кто знает, что истоки его уходят
корнями в 70-е годы прошлого века и связаны с американским телевидением.
Рожденный
на телеэкране
В 1979 году
американский телеканал ABC задумал создать новое ТВ-шоу, которое объединило бы
различные виды мотоспорта.
Идея была
проста: найти самого универсального мотоциклиста, который мог бы успешно
соревноваться как на кроссовых трассах, так и на шоссе. Для участия пригласили
гонщиков различных дисциплин: мотокросса, шоссейно-кольцевых
гонок, драг-рейсинга и других. Соревнования проходили на трассах со
скоростными прямыми и заковыристыми грунтовыми секциями.
Программа
просуществовала несколько лет и была на слуху у зрителей. Однако, несмотря на
успех, после закрытия передачи интерес к новому виду спорта постепенно угас.
Возрождение
в Европе
Несмотря на то, что в штатах интерес к SM был утрачен, в Европе идея нашла своих последователей. Французы начали проводить свои собственные заезды. Именно во Франции термин supermoto приобрел современное звучание. Идея быстро распространилась на соседние Италию и Испанию, где энтузиасты добились возобновления телетрансляций.
В 90-е годы появились специальные мотарды, разработали новые форматы и правила соревнований. Шаг за шагом супермото превратился в самостоятельную дисциплину, которая получила признание Международной федерации мотоциклетного спорта (FIM). Сегодня существуют две школы мотоциклетных SM-гонок – французская и американская. Их отличают пропорции трассы. У французов ставка делалась на асфальтированные скоростные отрезки, в США – на грунтовые препятствия, трамплины.
На чем ездят спортсмены на
Supermoto?
Мотоциклы для SM – Motard – это, по сути, модифицированные кроссовые
модели. Они оснащены более широкими колесами с дорожным протектором, мощными
тормозами и подвеской, настроенной для жестких условий эксплуатации.
Первоначально,
когда мотоэнтузиасты соревновались забавы ради, строгих требований к технике не
выдвигали. Единственное ограничение, которое устанавливали организаторы –
деление по объему ДВС. Участвовали модели с 2-тактными моторами объемом 500
куб. см или с 4-тактными на 750 кубов.
Оптимальными, но не идеальными «конями» для преодоления препятствий оказались кроссовые байки и эндуро. Проблема заключалась только в рисунке протектора шин. Он не обеспечивал достаточного сцепления при маневрах и ограничивал разгон на асфальтированных участках, поэтому участники самостоятельно их меняли.
Долгое время
техника находилась в относительно любительском состоянии. Даже после выпуска
пионера серийных байков для данной дисциплины Gilera Nordwest в 1991 году,
ситуация не изменилась – он был хорош для маневров на асфальтированных
участках, но тяжеловат для грунтовки. Только к середине 90-х производители, в
том числе Сузуки, KTM и CCM, начали активно участвовать в
создании мотоциклов для данных состязаний.
Супермото – это уникальные спортивные
соревнования, которые совмещают зрелищность, экстрим и техническую сложность
управления байком на высоких скоростях. Купить
недорогую модель для гонок по пересеченной местно можно у нас на сайте.