supermoto – правила, особенности, трассы

Мотокросс, как основатель целого семейства мотоспортивных дисциплин, подарил миру супермото. Это молодой вид спорта, отличающийся зрелищностью и сложностью прохождения препятствий.Supermoto – кольцевые гонки на подготовленных мотоциклах по трассе, которая совмещает в себе гладкий асфальт и грунтовку. Гоночный трек включает в себя крутые повороты, трамплины, песчаные участки и другие элементы, усложняющие преодоление дистанции байкерами.

Характерные особенности

По сути, это синтез шоссейно-кольцевых гонок и мотокросса. От первых он взял:

        покрытие трассы – значительная часть дороги под асфальтом, что позволяет развивать высокую скорость на прямых участках;

     шины – колеса мотардов оснащены специальными протекторами, которые обеспечивают хорошую сцепку с любой поверхностью;

        элементы трассы – на треке встречаются скоростные повороты, характерные для шоссейных гонок.

От мотокросса дисциплине достались:

     мотоцикл – оптимизированные кроссовые мотарды с легким и прочным шасси, мощным двигателем и подвеской, рассчитанной на чрезмерные нагрузки;

       трасса – с бездорожьем, трамплинами, крутыми поворотами. Участниками приходится демонстрировать навыки прыжков и прохождения сложных препятствий. Для этого нужны машины класса эндуро;

       стиль езды – агрессивный, мотоциклисты часто используют стоячую позу и резкие маневры, прыжки, стремительное прохождение поворотов.

История мотоспортивной дисциплины

Хоть Supermoto и молодой вид спорта, мало кто знает, что истоки его уходят корнями в 70-е годы прошлого века и связаны с американским телевидением.

Рожденный на телеэкране

В 1979 году американский телеканал ABC задумал создать новое ТВ-шоу, которое объединило бы различные виды мотоспорта.

Идея была проста: найти самого универсального мотоциклиста, который мог бы успешно соревноваться как на кроссовых трассах, так и на шоссе. Для участия пригласили гонщиков различных дисциплин: мотокросса, шоссейно-кольцевых гонок, драг-рейсинга и других. Соревнования проходили на трассах со скоростными прямыми и заковыристыми грунтовыми секциями.

Программа просуществовала несколько лет и была на слуху у зрителей. Однако, несмотря на успех, после закрытия передачи интерес к новому виду спорта постепенно угас.

Возрождение в Европе

Несмотря на то, что в штатах интерес к SM был утрачен, в Европе идея нашла своих последователей. Французы начали проводить свои собственные заезды. Именно во Франции термин supermoto приобрел современное звучание. Идея быстро распространилась на соседние Италию и Испанию, где энтузиасты добились возобновления телетрансляций.

В 90-е годы появились специальные мотарды, разработали новые форматы и правила соревнований. Шаг за шагом супермото превратился в самостоятельную дисциплину, которая получила признание Международной федерации мотоциклетного спорта (FIM). Сегодня существуют две школы мотоциклетных SM-гонок – французская и американская. Их отличают пропорции трассы. У французов ставка делалась на асфальтированные скоростные отрезки, в США – на грунтовые препятствия, трамплины.

На чем ездят спортсмены на Supermoto?

Мотоциклы для SM – Motard – это, по сути, модифицированные кроссовые модели. Они оснащены более широкими колесами с дорожным протектором, мощными тормозами и подвеской, настроенной для жестких условий эксплуатации.

Первоначально, когда мотоэнтузиасты соревновались забавы ради, строгих требований к технике не выдвигали. Единственное ограничение, которое устанавливали организаторы – деление по объему ДВС. Участвовали модели с 2-тактными моторами объемом 500 куб. см или с 4-тактными на 750 кубов.

Оптимальными, но не идеальными «конями» для преодоления препятствий оказались кроссовые байки и эндуро. Проблема заключалась только в рисунке протектора шин. Он не обеспечивал достаточного сцепления при маневрах и ограничивал разгон на асфальтированных участках, поэтому участники самостоятельно их меняли.

Долгое время техника находилась в относительно любительском состоянии. Даже после выпуска пионера серийных байков для данной дисциплины Gilera Nordwest в 1991 году, ситуация не изменилась – он был хорош для маневров на асфальтированных участках, но тяжеловат для грунтовки. Только к середине 90-х производители, в том числе Сузуки, KTM и CCM, начали активно участвовать в создании мотоциклов для данных состязаний.

Супермото – это уникальные спортивные соревнования, которые совмещают зрелищность, экстрим и техническую сложность управления байком на высоких скоростях. Купить недорогую модель для гонок по пересеченной местно можно у нас на сайте.