Мотоцикл – это транспортное средство с двигателем внутреннего
сгорания, используемое для перевозки людей или грузов. Имеет различные типы и
конфигурации в зависимости от предназначения.
Глобально
все модели делятся
на две группы: дорожные и внедорожные (спортивные
мотоциклы). Рассмотрим подробнее каждую из них.
Внедорожники
Сюда попадают спортивные мотоциклы (горные в том числе), которые предназначены для езды вне города. То есть по бездорожью, гонок со специально возведенными препятствиями. Эти модели легкие, универсальные и маневренные. Для них характерен быстрый разгон, высокая скорость и крутящий момент. К внедорожным относятся:
- Спортивные кроссовые мотоциклы – для участия в кроссах с
двухтактными двигателями, крупными колесами. Модели отличаются небольшим весом и прочной
рамой, что делает их маневренными на трассе. Надежная подвеска
обеспечивает хорошее сцепление с грунтом и амортизацию при преодолении
неровностей.
- Питбайк – это внедорожный байк,
изначально созданный для мини-мотокросса и мини-супермото. Внешне
напоминает кроссовый мотоцикл,
но компактный и с меньшим весом.
- Маленький спортивный мотоцикл (минибайк) – с небольшими
габаритами и весом, однако довольно быстрый и маневренный. Разработан для
гонок на картинг-площадке, но и в городской среде чувствует себя
нормально.
- Эндуро – для мотогонок, соревнований
«эндуро»
(заезды по пересеченной местности с препятствиями). На них можно спокойно
ездить по ступенькам, бордюрам, выбоинам и т.д. Разрешены для передвижения
по дорогам общего назначения.
- Тяжелые с боковым прицепом –
для мототуризма. Отличаются от стандартных моделей значительной массой и мощным мотором
с низким числом оборотов, но более медленные и менее устойчивые на низких
скоростях. К ним относятся трехколесные
спортивные мотобайки.
- Триал – суперлегкие машины без
сидения, используются для состязаний по мототриалу.
Мотоциклы
для дорог
Модели предназначены для езды по дорогам с твердым покрытием. Они обычно имеют гладкие шины с простым рисунком протектора, что обеспечивает хорошее сцепление с асфальтом и позволяет достичь приличной скорости – 160–200 км/час.К ним относятся:
- Традиционные – они сохраняют
классический дизайн без аэродинамических элементов, универсальный
транспорт, который подходит для различных стилей езды и типов трасс.
Типичный представитель – спортивный
мотоцикл Судзуки.
- Кастом-байки – модифицированные
серийные модели,
изготовленные в малом количестве и уникальном дизайне.
- Чопперы – с удлиненной рамой,
высоким рулем и глубоким задним крылом, что придает им характерный внешний
вид.
- Бобберы – модифицированные
серийные модели, которые используют для уличных гонок. Визуально они
обычно напоминаю байки 30–40-х годов. Обычно основным для боббера
становится двух- или более цилиндровый ДВС с большой вместимостью топлива.
- Кафе-рейсеры – двухколесное
транспортное средство с небольшой кубатурой и клипоном вместо
традиционного руля (специфические рули, установленные ниже и ближе к
раме). Форма и эргономика направлены на минимизацию сопротивления воздуха
и максимальную агрессивность на дороге.
- Спортбайки – разрабатываются
для участия в гонках и других спортивных мероприятиях, где требуются
высокие скорости и динамические характеристики. Из-за особенностей
дизайна, они требуют специальных навыков для эффективного управления. К
ним относятся спортивные мотоциклы
БМВ.
- Супербайки – с мощными
двигателями, конструкция обычно оптимизирована для минимального веса и
легкости управления.
- Круизеры – разработаны специально
для путешествий по асфальтированным трассам. Характерные особенности –
низкие сидения, мощный мотор, вертикальная посадка.
- Туристические и
спортивно-туристические – оборудованы защитными экранами, которые уберегут
путешественника от непогоды, багажником для вещей и комфортным сиденьем
для размещения пассажира.
- Dual-sport – объединяют в себе
спортивные и внедорожные характеристики с центром тяжести, смещенным
вверх, что добавляет маневренности на неровной поверхности.
- Дрэгстеры – эти мотоциклы предназначены
для drag-racing (гонок по прямой на короткую дистанцию). Длинная база
обеспечивает стабильность и управляемость на больших скоростях, а также
позволяет эффективно передать мощность на асфальт.
- Мотард – эндуро, адаптированный для езды по шоссейным дорогам и автобанам.
Отдельно
стоит упомянуть скутеры, мопеды и электрические
спортивные мотоциклы. По сути, эти модели называют мотоциклами, поскольку принцип тот
же – мотор и два колеса, однако согласно официальной документации выделяют в отдельную
категорию.