классификация современных мотоциклов, их назначение

Мотоцикл – это транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, используемое для перевозки людей или грузов. Имеет различные типы и конфигурации в зависимости от предназначения.

Глобально все модели делятся на две группы: дорожные и внедорожные (спортивные мотоциклы). Рассмотрим подробнее каждую из них.

Внедорожники

Сюда попадают спортивные мотоциклы (горные в том числе), которые предназначены для езды вне города. То есть по бездорожью, гонок со специально возведенными препятствиями. Эти модели легкие, универсальные и маневренные. Для них характерен быстрый разгон, высокая скорость и крутящий момент. К внедорожным относятся:

  1. Спортивные кроссовые мотоциклы – для участия в кроссах с двухтактными двигателями, крупными колесами. Модели отличаются небольшим весом и прочной рамой, что делает их маневренными на трассе. Надежная подвеска обеспечивает хорошее сцепление с грунтом и амортизацию при преодолении неровностей.
  2. Питбайк – это внедорожный байк, изначально созданный для мини-мотокросса и мини-супермото. Внешне напоминает кроссовый мотоцикл, но компактный и с меньшим весом.
  3. Маленький спортивный мотоцикл (минибайк) – с небольшими габаритами и весом, однако довольно быстрый и маневренный. Разработан для гонок на картинг-площадке, но и в городской среде чувствует себя нормально.
  4. Эндуро – для мотогонок, соревнований «эндуро» (заезды по пересеченной местности с препятствиями). На них можно спокойно ездить по ступенькам, бордюрам, выбоинам и т.д. Разрешены для передвижения по дорогам общего назначения.
  5. Тяжелые с боковым прицепом – для мототуризма. Отличаются от стандартных моделей значительной массой и мощным мотором с низким числом оборотов, но более медленные и менее устойчивые на низких скоростях. К ним относятся трехколесные спортивные мотобайки.
  6. Триал – суперлегкие машины без сидения, используются для состязаний по мототриалу.

Мотоциклы для дорог

Модели предназначены для езды по дорогам с твердым покрытием. Они обычно имеют гладкие шины с простым рисунком протектора, что обеспечивает хорошее сцепление с асфальтом и позволяет достичь приличной скорости – 160–200 км/час.К ним относятся:

  1. Традиционные – они сохраняют классический дизайн без аэродинамических элементов, универсальный транспорт, который подходит для различных стилей езды и типов трасс. Типичный представитель – спортивный мотоцикл Судзуки.
  2. Кастом-байки – модифицированные серийные модели, изготовленные в малом количестве и уникальном дизайне.
  3. Чопперы – с удлиненной рамой, высоким рулем и глубоким задним крылом, что придает им характерный внешний вид.
  4. Бобберы – модифицированные серийные модели, которые используют для уличных гонок. Визуально они обычно напоминаю байки 30–40-х годов. Обычно основным для боббера становится двух- или более цилиндровый ДВС с большой вместимостью топлива.
  5. Кафе-рейсеры – двухколесное транспортное средство с небольшой кубатурой и клипоном вместо традиционного руля (специфические рули, установленные ниже и ближе к раме). Форма и эргономика направлены на минимизацию сопротивления воздуха и максимальную агрессивность на дороге.
  6. Спортбайки – разрабатываются для участия в гонках и других спортивных мероприятиях, где требуются высокие скорости и динамические характеристики. Из-за особенностей дизайна, они требуют специальных навыков для эффективного управления. К ним относятся спортивные мотоциклы БМВ.
  7. Супербайки – с мощными двигателями, конструкция обычно оптимизирована для минимального веса и легкости управления.
  8. Круизеры – разработаны специально для путешествий по асфальтированным трассам. Характерные особенности – низкие сидения, мощный мотор, вертикальная посадка.
  9. Туристические и спортивно-туристические – оборудованы защитными экранами, которые уберегут путешественника от непогоды, багажником для вещей и комфортным сиденьем для размещения пассажира.
  10. Dual-sport – объединяют в себе спортивные и внедорожные характеристики с центром тяжести, смещенным вверх, что добавляет маневренности на неровной поверхности.
  11. Дрэгстеры – эти мотоциклы предназначены для drag-racing (гонок по прямой на короткую дистанцию). Длинная база обеспечивает стабильность и управляемость на больших скоростях, а также позволяет эффективно передать мощность на асфальт.
  12. Мотард – эндуро, адаптированный для езды по шоссейным дорогам и автобанам.

Отдельно стоит упомянуть скутеры, мопеды и электрические спортивные мотоциклы. По сути, эти модели называют мотоциклами, поскольку принцип тот же – мотор и два колеса, однако согласно официальной документации выделяют в отдельную категорию.