Мототриал является техническим видом спорта, в котором участники на мотоциклах преодолевают естественные или искусственные препятствия. Основное правило заключается в том, чтобы не касаться препятствий частями тела или мотоцикла, за исключением колес.
Возникновение и развитие мототриала как спорта
Триал на мотоцикле берет свое начало в Англии ХХ века. Первоначально он был хобби для состоятельных горожан и представлял собой мотопрогулку по бездорожью, а не спортивные соревнования.
Мотоциклы были примитивными и мало похожими на нынешние, но англичане умудрялись проезжать на них через каменные нагромождения, бревна, маневрировать по сложному ландшафту и не касаться препятствий.
После Второй мировой войны мотоциклетная промышленность быстро развивалась, поэтому железные кони стали доступны широким массам. Благодаря этому триал стал массовым видом спорта и начал распространяться за пределы Британии. К 1950 годам сформировались его основные правила, многие из которых применяются и сегодня.
В 1964 году состоялись первые официальные соревнования под названием Challenge Henry Groutards. Они состояли из 3 этапов, проходивших поочередно в Бельгии, Франции, а затем в Германии. Золото одержала команда из Англии. До 1970 годов британские спортсмены удерживали лидерство.
Изначально мототриал включал преодоление естественных препятствий на открытых участках. Маршруты проходили через горные гряды, неглубокие водоемы, лесные тропинки и густые заросли.
Но из-за удаленности таких трасс возникали проблемы с привлечением зрителей. Вскоре соревнования начали проводить в крытых залах, вследствие чего появился Indoor Trial, тогда как соревнования на природных трассах стали называться Outdoor Trial.
Сегодня дисциплина имеет множество фанатов и приверженцев, регулярно проводятся интернациональные состязания. Особенно популярен мототриал среди испанцев, французов и англичан.
Правила дисциплины
Мототриал включает преодоление различных барьеров в трех секциях:
1. Индивидуальный заезд.
2. Парный заезд.
3. Прыжок в высоту.
Основное правило – не касаться барьеров частями тела или байком (за исключением колес). Его нарушение приводит к штрафам: минимальный составляет 1 балл, максимальный – 5.
Высшая мера наказания накладывается за три касания, совершенных подряд или за покидание трека. Непреодоление преграды в парной секции или при прыжках в высоту также влечет дополнительный минус.
В случае ничьей проводится дополнительный заезд через одиночное препятствие, которое определяется до начала соревнований. Если и в этом случае сохраняется ничья, победа присуждается участнику, который затратил меньше времени на прохождение секции. Итоговые результаты учитываются в рейтинге FIM на основе занятых мест в каждом этапе соревнований.
Байки для участия в мототриале
Мотоциклы для триала не похожи на железных коней для других разновидностей мотоспорта. Они легкие, с массой до 80 кг, оснащены ДВС до 280 куб. см. Байки имеют систему водяного охлаждения, шестиступенчатую коробку передач и небольшой бензобак на 3 литра.
Производители мотоциклов для мототриала:
● Sherco – французская марка, известная своими мотоциклами эндуро и машинами для триала;
● Montesa, GasGas (Испания);
● Beta – итальянский производитель мотоциклов для гонок эндуро и триала.
Такие известные производители как Харлей-Девидсон, BMW не предлагают технику такого класса и назначения.
Одна из ключевых особенностей конструкции – мотоцикл не имеет резонатора, что позволяет направить всю мощность двигателя на то, чтобы аппарат оторвался от трассы во время прыжка через препятствие. Зато он оборудован телескопической вилкой и задней подвеской с моноамортизатором.
Отсутствие сидения – еще одно характерное отличие триальных байков. Спортсмены преодолевают трассу стоя, что позволяет уменьшить общий вес аппарата и улучшить его управляемость.
Мотоциклы часто лишены светотехнических приборов и самой панели. Для запуска двигателя используется кик-стартер, так как электрический вместе с аккумулятором упразднили, чтобы снизить вес. Число пластиковых деталей минимально, причем пластик используется высококачественный и эластичный, чтобы выдерживал удары и не раскалывался.
На триальных байках устанавливается специальная резина с агрессивным протектором и крупными грунтозацепами. Тормоза у таких аппаратов относительно слабые, но их параметров хватает для езды по грунту или песку.
Мотоциклетный триал – зрелищный спорт, где райдеры демонстрируют высокий профессионализм во владении байком, преодолевая непростые ситуации на глазах болельщиков. Этот вид спорта считается одним из наименее опасных в плане травм, поэтому для участия достаточно лишь открытого шлема в качестве защиты. Купить мотоцикл для мототриала можно на специализированных сайтах, иногда их изготавливают под заказ для конкретного спортсмена.