В СССР выпускалось много различных мотоциклов, некоторые из них еще встречаются не только в ретро-коллекциях, но и на улицах. Предлагаем познакомиться с творениями советского мотопрома, их характерными особенностями и историей.
Ява – мечта советского мотолюбителя
Мотоцикл Ява была топовым городским байком, выпускаемым в Чехословакии с 1929 года. Первые модели были массивными с объемными четырехтактными двигателями. Они оказались сложными, дорогостоящими и не пользовались популярностью.
Лишь в 1931 году к компании пришел успех, она стала выпускать модели с 2-тактными моторами объемом 175 куб. см. Эти мотоциклы отличались комфортной подвеской, высокими скоростями, а на корпусе красовался узнаваемый логотип Jawa.
Завод, несмотря на оккупацию Чехословакии, продолжал разрабатывать новые модели, и к 1944 году инженеры представили двухтактные мотоциклы объемом мотора 250 и 350 куб. см. с задней подвеской.
После освобождения производство национализировали, но уже в 1945 году возобновилась активная сборка мотоциклов. Передовая «Ява 250» была представлена на парижской автовыставке и получила золото.
К 1980 году количество советских Яв превысило 3 миллиона. После распада Союза заводы приостановили работу, но со временем производство восстановилось. Сейчас новые модели легендарных байков создаются на базе двигателей Honda.
Днепр – советский БМВ
Мотоцикл Днепр, который изготавливали на заводе в Киеве, впервые увидел мир в 1950 году. Модель М-72 позиционировалась как гражданское транспортное средство, но референсом для нее был BMW R71, который использовался в военное время. Уже через 3 года предприятие наладило его выпуск и готовило к релизу новые, усовершенствованные байки.
Интересный факт: первый мотоцикл, получивший официальное название «Днепр» был выпущен только в 1968 году под индексом К-650. Однако сейчас все тяжелые байки, собранные на КМЗ принято так называть.
Днепры оснащались четырехтактными моторами объемом 650 и 750 кубов. Их мощность колебалась в передах 26–36 лошадиных сил. Отдельно стоит упомянуть модели для полиции с 42 л. с. В 2012 году марка начала угасать, однако в 2017 вновь появилась в продаже ретро-серия мотоциклов, украшенных хромированными и декоративными элементами.
ИЖ – с нотками романтики
Мототехника, произведенная на Ижевском заводе в 1929–2008 годах, получила название ИЖ. Легкие байки стали популярнее импортных мотоциклов, таких как Ява, купить их можно было по доступной цене. Молодежь использовала эти байки для поездок на танцы, свидания или просто для прогулок, что сделало их символом романтики в советское время.
ИЖМАШ выпустил множество моделей, но самыми популярными стали следующие:
● Юпитер – мог достигать скорости до 125 км/ч и мощностью 24 л. с. Его грузоподъемность составляла 170 кг, что позволяло уверенно двигаться вдвоем или перевозить груз. Одной из его особенностей было автоматическое выключение сцепления, что являлось новаторским решением в данном классе.
● ИЖ Планета – первый байк серии был выпущен в 1962 году. Он был собран на его базе Юпитера. Максимальная скорость – 100 км/ч, мощность – 13 л. с. Байк предназначался для езды по дорогам с разными типами покрытий.
В 2008 году завод прекратил свою активную деятельность. Конечно, были еще попытки в 2018 разработать и выпустить ИЖа для нужд полиции, но проект свернули.
Минск – спортивный и устрашающий
После Второй мировой, по программе военных репараций, в руки советских инженеров попали материалы и станки немецкого завода DKW. Быстро был налажен выпуск М1А по полученным чертежам. В 1951 году «Минск» впервые появился в Беларуси и быстро завоевал популярность среди молодежи.
Народные умельцы быстро подхватили идею кастомизации байков, внедряя различные изменения, в частности приподнятую заднюю часть, замену крыльев и другие тюнинговые доработки, чтобы придать своим железным коням более спортивный вид.
Особенно «Минск А4» пользовались популярностью у «крутых парней» и уличных хулиганов. Благодаря высокому клиренсу они позволяли, не сбавляя оборотов переезжать железнодорожные рельсы, что не могли сделать мотоциклы представителей милиции и успешно уходили от преследования.
В 2024 году компания продолжает производство мотоциклов для дорог, кросс-кантри, спортивных, а также квадроциклов. Дизайн моделей Минска оптимизировали под нынешние реалии, повысили легкость и маневренность.
В Советском Союзе производили еще много хорошей мотоциклетной техники. Часть идей были подсмотрены за границей или, как в случае с Минском, воспроизведены по оригинальным чертежам и адаптированы для местного рынка. Некоторые байки все еще собирают, другие можно купить в отличном состоянии у предыдущих владельцев, на нашем сайте.